Как находить прорывные знания?

В своей статье серийный социальный предприниматель Майкл Симмонс рассказал из чего состоит современная проблема перегруженности информацией. Он назвал ее Инфо-апокалипсис и разделил на несколько проблем поменьше.

1. Контентный шок – большое количество новой информации и навыков находятся где-то рядом. Но они спрятаны так, что мы даже не подозреваем об их существовании;

2. Герметичные среды – ситуация, когда в сети образуются замкнутые группы. Каждая группа живет в своей собственной герметичной среде, которая воспринимается «истинной» реальностью. Каждая группа борется за сохранение своих убеждений, обвиняя в чем-то остальные группы. В эпоху социальных сетей и персонализированного контента эти герметичные среды становятся еще более изолированными, поскольку получают все меньше и меньше информации извне;

3. Постоянно отвлечение – среда обитания (оффлайн и онлайн) заполняется все большим количеством контента. Контент разрабатывается под наши предпочтения, и это отвлекает еще сильнее. Он может отвлекать нас от более полезной информации или наших собственных целей.

4. Страх пропустить что-то важное – если интернет предлагает большое количество хороших вариантов выбора, а понимания какой из них станет лучшим нет, то мы перестаем осознавать последствия своих решений.

В своей статье автор предлагает три решения.

№1: Задавайте правильный вопрос, чтобы отделить прорывное знание от дополнительного

Самым важным при обучении является умение отличить прорывное знание от дополнительного. Однажды поняв, что нужно искать на самом деле, вы упростите себе задачу.

Дополнительное знание (не прорывное) лишь подтверждает то, что нам и так известно. Это все равно, что прочитать еще одну книгу про маркетинг, когда уже до этого прочитано двадцать.

Прорывное знание заставляет усомниться в наших основных убеждениях или взглянуть на мир под другим углом. И оно остается с нами.

Выявлять прорывные знания довольно легко. Для этого перед чтением любого текста нужно задать себе вопрос-фильтр:

Может ли это знание кардинально изменить мою точку зрения или жизнь?

Этот вопрос позволяет избегать бездумного потребления контента только из-за понравившегося заголовка.

Впервые я осознал разницу между двумя видами знаний (прорывным и не прорывным), когда посмотрел интервью с Илоном Маском. Интервьюер просит Маска дать совет начинающим предпринимателям. И его ответ удивителен:

Очень важно искать и внимательно изучать негативную обратную связь
Люди обычно этого избегают, потому что это неприятно. Я думаю, что это очень распространенная ошибка

Помню, что сильно удивился, услышав это впервые. Казалось, слишком просто. Но потом я понял, что его подход более эффективный и фундаментальный, чем я думал. В нем отражается вся мощь научного подхода.

Я приведу пример. Сотни лет назад мысль, что Солнце вращается вокруг Земли была очевидной, и в этом никто не сомневался. Хотя идея, что Земля вращается вокруг Солнца, была озвучена еще в 3 веке до н.э., ее никто не воспринимал всерьез.

Каждый день любой мог видеть, как солнце встает с одной стороны и садится с другой. Весь личный опыт поддерживал господствующую веру.

Коперник опроверг миллионы наблюдений, сделанных за тысячи лет, с помощью всего лишь нескольких лет наблюдений с применением нового инструмента (телескопа) для сбора данных. С помощью собранных данных он убедился, что на самом деле это Земля вращается вокруг Солнца.

Этот общеизвестный пример указывает на мощную идею: Опровергающие доказательства,  доказательства, доказывающие, что существующие идеи неверны — гораздо ценнее подтверждающих. Ученые давно это поняли. Наука развивается благодаря опровержениям.

Одно опровергающее доказательство может стоить миллиона подтверждающих, также как книга с прорывным знанием стоит сотни книг с дополнительным знанием.

№ 2: Осознайте, что перегруженность информацией — давняя проблема, и решение уже есть

Стоит признать, что перегруженность информацией – давняя проблема. Уровень перегруженность несомненно возрастает, но проблема сама по себе не нова.

Коллективное знание человечества уже давно растет быстрее, чем наша способность его обрабатывать.

Философы, мыслители и интеллектуалы с незапамятных времен говорят об этом. Римский философ Сенека говорил:

«К чему бесчисленные книги в шкафах, владелец которых за всю жизнь едва ли прочитает все их заголовки? Множество книг обременяет, а не наставляет обучающегося.»

Джеймс Миллер, директор Научно-исследовательского института психического здоровья при Мичиганском университете, в исследовании 1962 года под названием «Перегрузка информацией» убеждает:

«Поскольку люди не могут перегореть … они должны приспособиться».

В эссе 2007 года романист Дэвид Фостер Уоллес ввел понятие Общий Шум – «цунами из доступных фактов, контекстов и теорий», которая провоцирует чувство «потери автономности, личной ответственности за свою информированность”. Заканчивается эссе следующим призывом к действию для всех нас:

«Частью этой чрезвычайной ситуации является то, что это так заманчиво … искать убежища в высокомерии, готовых позициях, жестких фильтрах и незрелой «моральной ясности». Альтернативой этому является взаимодействие с большим количеством противоречивой информации, неоднозначности, конфликтов, изменений и постоянные встречи с невежеством и заблуждениями.»

Как и со всеми давними проблемами есть поколения людей, которые пытались ее решить. Большинство попыток провалились, но некоторые решения работают из поколения в поколение. Стоит узнать и понять их ценность.

Одним из решений стало использование форматов знаний с их повышенной концентрацией:

— Пост в соц сетях обычно отражает главную мысль дня автора — или в некоторых случаях главную мысль месяца, если это длинная статья.

— Книга ценнее, потому что содержит главные мысли автора за десятилетие или год. Они проверены, одобрены и отредактированы.

— Краткое содержание книги еще более ценное. За последние 5 лет мы наблюдаем значительный рост этой бизнес-ниши. При поиске бестселлеров на Amazon вероятно вы тут же увидите и несколько кратких содержаний. Поищите в Google и найдете несколько бесплатно. Такие сервисы как Blinkst и Get Abstract создали каталоги из тысяч кратких содержаний книг в текстовом и аудио форматах. Они ценны еще потому, что полезная информация внутри книг распределена неравномерно. В них приводятся краткое описание главных идей, примеров, упражнений и ключевых моментов. К этой же категории я бы отнес авторские презентации (например, TEDx Talks, Google Talks) и интервью (например, подкасты).

— Конспекты по сферам деятельности. В них сконцентрирована информация по целым отраслям. Хороший пример – это серия книг «… Для чайников». С первых изданий около 30 лет назад было продано более 200 млн. книг с 2500+ наименований. Это одна из самых продаваемых книжных серий всех времен.

Но есть формат еще более концентрированный, чем конспекты по сферам деятельности. Он называется – модели мышления.

Помню, как 2013 меня поразило осознание значения кривой контентного шока. И я задался вопросом: «Что мы, как общество, собираемся предпринять? И что мне самому следует делать?»

Этот вопрос положил начало моему многолетнему нелегкому путешествию, которое в конечном итоге привело к пониманию того, что многие из самых умных предпринимателей в мире структурируют свои знания не так, как остальные. Вместо того, чтобы изучать отдельные дисциплины или области, они используют модели мышления.

Это заставило меня углубиться в их изучение. Модели мышления – это явления, которые наблюдались все время в разных науках и в разных сферах жизни. На мой взгляд, они имеют наибольшую ценность, потому что:

— Знания, которые в них содержатся, более сжатые, чем в кратких содержаниях книг или конспектах по сферам деятельности.

— Они сохраняют свою ценность со временем (и даже увеличивают ее).

— Они широко применимы в разных областях.

Одна из моих любимых – это «Правило 80/20»: 20 % усилий приносят 80 % результатов. Правило применимо к бизнесу, творчеству, отношениям, здоровью и другим жизненным сферам.

Другой пример – модель Альтернативных издержек, при которой в процессе принятия решения оценивается упущенная выгода в результате альтернативного выбора. Эта модель полезна для приятия решений в жизни, потому что позволяет оценить каким потенциалом обладают альтернативные варианты выбора. Она предостерегает от принятия первого пришедшего на ум решения.

Поняв, как работают модели мышления, вы начнете видеть шаблоны, лежащие в основе каждой области жизни, и отличить полезный сигнал от шума станет гораздо легче. Узнать о самых полезных моделях мышления можно здесь [Инфографика].

Однажды осознав полезность моделей мышления, я начал применять их в повседневной жизни. Вот несколько первых признаков, по которым я понял, что начал видеть реальность по-другому:

— Я снова взглянул на свои старые ошибки и подумал: «Боже мой! Не могу поверить, что я принял именно такое решение. Если бы я только знал вот это и вот это, то смог бы избежать этого.»

— Внезапно я сильно продвинулся в решении жизненных проблем (особенно связанных с деньгами), которые не мог решить несколько лет.

— У меня стало появляться больше нелогичных идей, тогда как раньше многие идеи лежали в общепринятом русле.

— Я начал иначе говорить и писать.

— Мне стали видны связи между различными дисциплинами.

— Теперь почти каждый день я получаю прорывные знания. Узнаю или прочитываю о том, что меняет мое мировоззрение — в хорошем смысле — или связывает множество различных направлений, которые я изучал в течение месяцев или лет.

№ 3: Научитесь учиться

Обучение тому, как нужно учиться – это набор навыков, который помогает за меньшее время находить и применять прорывные знания.

Мало кто понимает, что это набор конкретных навыков. И поэтому добиваются успеха тоже немногие.

По отношению к перегруженности информацией можно использовать:

— Понимание научного метода для выявления высококлассных знаний. Вот мой любимая книга на эту тему «Начало бесконечности».

— Понимание ценности разносторонних знаний. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Почему выгодно быть эрудитом».

-Понимание когнитивных искажений, которые приводят к тому, что мы верим информации, которой не стоит верить(например, склонность к подтверждению своей точки зренияэффект обратного действияЭффект Даннинга-КрюгераГало-эффектингрупповой фаворитизм)

Обучение тому, как учиться — очень обширная тема, но перечисленных примеров вполне достаточно, чтобы с чего-то начать.

И напоследок: От Инфо-Апокалипсиса к Инфо-Утопии

Помню, как увидел неравенство мира, когда, будучи студентом Нью Йоркского университета, посетил с беседами о бизнесе 20 средних школ в бедных районах города. Особенно мне запомнилась одна школа в Гарлеме, которая была больше похожа на тюрьму. Все окна были заколочены. Все здание было покрыто граффити. Чтобы войти внутрь, я прошел через металлоискатель. Вокруг школы был забор и рядом с ней стояли заброшенные дома.

Моя же школа была окружена цветами, спортивными площадками и деревьями. Почти все мои одноклассники поступили в колледж.

Когда я попал в школу Гарлема, то мне стало досадно. Нельзя было сказать, что мы с этими ребятами были в равных условиях. Единственное различие, определяющее в какую школу пойдет человек, заключается только в месте его рождения.

Это очень несправедливо. И мне страшно думать, что неравенство в сети может стать еще сильнее. Хотя все, у кого есть доступ в Интернет, и находятся в равных условиях, не у всех есть одинаковое понимание, как использовать этот доступ. В результате кто-то живет в Инфо-апокалипсисе, а кто-то в Инфо-утопии. И если мы не возьмем на себя обязательство освоить навыки управления своим онлайн окружением, обучить этому своих близких, поделиться этими знаниями с другими, боюсь, что общество станет еще более поляризованным.

Спасибо, что дочитали до конца!

Поделитесь ссылкой в соцсетях: